Уральцы хотят снять фильм о благотворительности Демидовых
В центре России, вдалеке от шумных переменчивых столиц сложилось глубокое и подлинное понятие о творении благих дел. Окутанная тайнами, неповторимая и мощная фигура Акинфия Демидова являет собой забытый пример настоящего российского попечения о жизни народа. Он прошел путь из тульских мастеровых, в миллионеры. Ему свойственна невероятная любовь к отчизне, до самоотвержения, самозабвенная. И умение разбираться в людях. Основанный им завод стоит до сих пор. И Невьянская башня возвышается как символ российской мощи: «Мы не хуже англичан и всяких там Ньютонов. Все у нас есть – и все мы можем!!! Даже башню накренить, как у Галиеев в Пизе!»
Масса изобретений воплощена здесь: железобетон, громоотвод. Но духовное наследие, оставленное нам Акинфием – дороже «зримых» объектов. Можно сказать, что традиции именно российской, а не чужеродной, благотворительности – уральский промышленник явил в большей степени, чем легендарный Савва Морозов. Печально, что многим россиянам родная традиция уже не близка, подчас - совсем не знакома, а может даже – вообще не понятна.
Какие истоки благотворительности мы знаем? Во-первых, это известная десятина, когда каждый верующий человек должен отдавать на нужды храма часть своих заработанных средств.
В обществе, где царит материалистическое мировоззрение, «десятина» превращается в своеобразный «налог на успешность», когда доступ в элитное «высшее» общество открывается только тем, кто выделяет часть прибыли на общественно-значимые социальные проекты.
Савва Морозов, как верующий человек и активный просвещенный гражданин, выражал себя именно в таких видах благотворительности. Была в его природе удивительная возвышенная мечтательная доброта, внимательное отношение к ближнему. Но этот благодатный, казалось бы, путь привел его душу к неожиданному трагическому финалу. Не потому ли, что за 200 лет, которые разделяют этих людей, старообрядец Морозов утратил то, чем жил еще Демидов?!
В начале XVIII века в России сложилась обстановка – сродни современной. Петровские реформы «сотрясали» страну.
Несмотря на легкий и веселый нрав, Акинфий Никитич Демидов – для многих людей казался замкнутым и скрытным. Мало кто из светских лиц мог проникнуть в тайны его сердца. Отсюда – возникло множество легенд о его противоречивой натуре, о его корысти и даже моральной деградации. Он словно воздвиг вокруг себя, и своих владений, незримую стену, отделявшую его и близких к нему людей от «просвещенного западного мировоззрения» светского государства. За этой оградой – он стремился сохранить то, что было уже не дорого «новой Петровской России», то, что деятельный царь не мог вместить в своей «на европейский лад» душе. Благодаря «благим делам» Акинфия Демидова русский народ сохранил и, надеемся, будет оберегать до последних времен, бесценные сокровища древней православной культуры.
Не деньги, не власть, не золото (как показано было в известном советском фильме) интересовали его и побуждали действовать. Но подлинная любовь к Родине и великая скорбь о крушении старинного русского духовного уклада – определяли смысл всей его жизни. Укрытые в его «царстве» старообрядческие мастера – имели возможность полноценно трудиться и даже богатеть. В Невьянске до сих пор сохранились купеческие особняки, за которыми, в огородах – можно увидеть развалины молельных домов и школ для детей.
Благодаря великому милосердию и попечению Акинфия Демидова сохранились в глуши «кержаки», - беглые староверы из Нижегородской губернии. Были основаны и активно действовали «поморские» скиты в Уральских горах. Потомки мужественных «раскольников» построили на Каменном поясе России, в Сибири и на Алтае многочисленные обители, молельные дома и храмы, некоторые из которых возрождаются в наши дни. Не на слабых и ущербных тратил свои силы и средства, связи и власть промышленник Демидов – а на сильных и самых мощных людей в государстве российском, на которых это самое «родное государство» неожиданно объявило лютые гонения. Не славой и придворной честью кичился Акинфий, но мужественно нес народный общий крест репрессий, трудами и талантами спасая православный чистый дух родной земли.
Сегодня многие из жителей России обращают внимание на культурные сокровища, которые подвигом многих жизней сохранили для нас старообрядцы. Исследование традиций благотворительности в духе Акинфия Демидова – первыми «тонкими побегами» – начинает подниматься из «почвы» народной. Мы, словно очнувшись от тяжкого сна революций, катаклизмов, чужеродных идеологий – открываем силу и мощь подлинной российской истории и духовности.
Исследованию старообрядческих традиций благотворительности будет посвящен фильм «Достоинство», который планируют снять неравнодушные уральцы. Они хотят показать россиянам подробности жизни и «благих творений» Акинфия Демидова. Может, это поможет нашему обществу?
Эмилия Аронова
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.