Уральские «Русичи» делают народную музыку популярнее и ждут на своих концертах семьи и не только... - Страна.ЛАЙФ
Реклама

Уральские «Русичи» делают народную музыку популярнее и ждут на своих концертах семьи и не только...

Фото: Олег Бажуков
Поделиться:
Рейтинг:
14 июня 2019 в 17:36
Поделиться:
Рейтинг:

В машине у Юрия и Анны Луканиных не играет радио, а современную музыку они слушают, по их собственному выражению, вынужденно, чтобы оставаться в курсе того, как развивается эта сфера. Они — дружная семья, организаторы и участники ансамбля «Русичи», который, когда выходит на сцену, конферансье объявляет так: лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».

Им сразу повезло

Задорные «Валенки» в обработке Александра Шалова, оптимистичная «Калинка-малинка» в звучании Веры Городовской, романтические мелодии из кинофильмов «Берегись автомобиля», «Дело было в Пенькове» - на этом концерте мне не пришлось скучать. С интересом и даже какой-то детской непосредственностью внимал я этим звукам, которые «Русичи» органично извлекали из своих типично-русских домры-альт, баяна, балалайки-прима и балалайки-контрабаса. Квинтет играл около часа, но создалось ощущение, будто на целый день я переместился в какую-то параллельную реальность без неоправданной суеты, городского шума и какой-то пессимистичной беспечности. Через год их коллектив отметит 25-летний юбилей, в который входит не только известным, но и востребованным — семейный коллектив «Русичи» сегодня желанные гости на мероприятии любого уровня. И хотя в России немало найдется похожих коллективов, в этом многообразии находятся те, кто слышал их, кто узнает и говорит: «О, да это же «Русичи из Берёзовского!» Им как-то сразу повезло: с момента создания у коллектива начались выступления, благодаря которым их стали узнавать в самых удаленных уголках региона. О тех первых неделях и месяцах идейный вдохновитель коллектива Юрий Луканин рассказывает так:

- Я работал в Уральском Русском народном хоре, у меня был педагог — замечательный композитор Валентин Александрович Лаптев, с которым однажды я поделился мыслью, что мне нравится русское пение и красота народных инструментов. А он мне и говорит: «Юра, вот ты аккомпанируешь, а давай попробуем присоединить к тебе домру, балалайку…» Он сам написал для нас инструментовки, и мы с женой стали пробовать играть, привлекая молодежь. И то, что стало получаться, нам понравилось! Я к тому времени уже окончил музыкальное училище Чайковского и заочно учился в Ленинградском государственном институте культуры им. Надежды Крупской.

Проект обещал быть интересным, но в первые же дни встал вопрос: как назвать эту «музыкальную лодку», чтобы она плыла достойно? «Будете «Русичи», - вынесла свой приговор в адрес молодого коллектива исполнителей уральский музыковед Людмила Карповна Яшникова. Вместе с начинающими, еще неопытными музыкантами свердловской филармонии, которые какое-то время оставались безымянными, она ехала в поезде на одно из первых их выступлений.

- Такие названия как «Лад» или «Скоморохи», которые мы робко озвучивали ей, никуда не годились и уводили совсем в другую концепцию, поэтому она, уже примерно зная наш репертуар, окрестила нас по своему, - рассказывает Юрий Луканин — ныне он директор музыкального коллектива. - Мы посчитали, что вариант «Русичи» - это попадание в точку, что он будет греть теплом не только нас, но и зрителей.

- Это сегодня модно играть словами, вставлять иностранные буквы в понятные всем слова — это здорово и, наверное, если бы мы создавались сейчас, то наверняка пошли бы по этому же пути и искали какую-то особую оригинальность, а тогда «Русичи» было емким и удобным названием, которое подчеркивало нашу принадлежность к России, к ее культуре и душе русского народа, - это уже Анна Луканина вспоминает о прошлом, признаваясь, что рада заново пережить те мгновения, о которых в калейдоскопе дней уже давно забыла - а ведь именно тогда она познакомился со своим Юрой...

Должно быть обязательно шикарно!

И уже почти на четверть столетия они угадали с названием! Потому что все эти годы соответствуют ему в своем репертуаре, а главное — отвечают представлениям зрителей, которым, когда «Русичи» на сцене, не надо ничего дополнительно объяснять.

Юрий тем временем признается, что в первые месяцы у него, как у родоначальника творческого проекта, конкретной цели, для чего он создает свой ансамбль народных инструментов, не было. Они появились много позже, когда к нему и единомышленникам пришло осознание - «хотим делать русскую музыку популярнее». С помощью старорусских инструментов (конечно, изготовленных современными мастерами) у них рождаются произведения, которые хочется слушать снова и снова. Юрий Луканин говорит, что год за годом настраивает коллектив на подход к качественному воспроизведению любой музыки и на максимальную ее адаптацию к русским народным инструментам.

- Мы не композиторы, но любой участник ансамбля — а у нас, как и в любом коллективе, время от времени происходят свои рокировки — все равно всегда добавляет что-то свое, - уверяет он, подчеркивая, что в целом «Русичи» неизбежно привносят современные тенденции в классическую или музыку русского народа, преследуя главную цель — то, что они исполняют, «должно звучать шикарно».

Ансамбль появился восьмого апреля 1995 года. Именно в этот день состоялась их презентация самих себя — первый концерт вновь созданного коллектива из числа студентов Уральской государственной консерватории в городе Берёзовский неподалеку от Екатеринбурга прошел громко, красиво и с многочисленными гостями. В маленьком городке уже тогда понимали, как ценно иметь свой музыкальный коллектив. Впрочем, его успеха среди российской публики и популярности за границей в те годы, конечно, не предвидели. Да и сами исполнители не заглядывали вперед так далеко.

И все же за два с лишним десятилетия муниципальный ансамбль стал известен не только на всю Россию, но и далеко за ее пределами, и такие достижения напрямую кроются в изначальной позиции — выдерживать хорошо знакомые аудитории композиции в жанре, близком к академическому. При этом музыканты идут в ногу со временем, стараясь делать свои концерты интересными зрителю.

Анна Луканина со своим мягким, добрым и хорошо поставленным голосом прямо на сцене знакомит аудиторию с коллегами, представляя его участников, а потом начинается магия действа. Свои композиции они подают в контексте истории — страны, музыки, киноискусства...

- Стараемся подтягивать людей к хорошей музыке, предлагаем уже известный им продукт, но в том виде, в котором представляем его сами, - рассказывает она, признаваясь, что «Русичи» играют качественную музыку, «хотя есть и массовые попсовые вещи», которые они все же выдерживают «в стиле»: красоту инструментов не должны забить ударники, должно быть не быстро, не слишком весело и... не грязно.

Воспроизвести музыку так, как написал композитор, донести до слушателя его авторский взгляд, его ассоциации, и ни в коем случае не испортить — в этом они видят свое предназначение.

Проект «Лучший город земли»

- Конечно, мы экспериментируем, - признается Анна. - Играем что-то такое, в чем заложена энергетика душевности, но и вносим что-то новое, делаем аранжировки. Даем зрителю изюминку, но всегда понемногу, чтобы он сам понимал, что хочет еще, чтобы снова пришел на наш концерт — нам хочется, чтобы приходили семьями, потому что музыка, которую мы играем, объединяет. А сегодня, когда жизнь стремительна, а гаджеты отнимают все свободное время, сближать родителей друг с другом, с детьми — это очень важно!

По ее словам, в выборе репертуара участвуют не только они с супругом, но и другие члены коллектива. Все вместе они ведут не только концертную, но и просветительскую деятельность, которая в последние годы становится едва ли не основной. К примеру, начали проводить абонементные концерты для учеников общеобразовательных школ, в которые входят по две-три разных программы. А другой их проект - «Лучший город земли», основная идея которого в том, что на сцене вместе с ними выступают талантливые ученики музыкальных школ, лауреаты всероссийских и международных конкурсов из небольшого города, - стал популярным по всей Свердловской области.

- Часто массовый зритель на большой сцене не видит юных талантов, поэтому мы решили дать им возможность заявить о себе, - объясняет Анна Луканина. - Есть, например, мальчик, который занимается на пианино, он весь «крутышка», но его никто не знает. И таким детям мы помогаем — вместе с нами в одной из программ выступают пианист, скрипач, девочка-певица, балалаечник, гитарист, ксилофонист.

Кстати, именно с программой «Лучший город земли», уже давно переросшей отдельно-взятую территорию, недавно их пригласили в Свердловский государственный театр эстрады. При этом «Русичи» заявляют: они полны энергии, у них множество творческих идей и задумок, поэтому создавать детский состав ансамбля не планируют - «лучше мы будем привлекать детей, при этом сами играть и учить их».

Нашумевшей стала другая их программа, приуроченная к Году кино, когда в своих выступлениях они сделали акцент на музыке из фильмов, в особенности — на тех, которые когда-то снимались в городах Свердловской области — в Красноуфимске, Арамиле, Нижнем Тагиле, и вошли в золотой фонд советского кино.

Вдохновлять и просвещать

- Казалось бы, как музыканты могут просвещать своего зрителя? - рассуждает Анна. - Какая бы программа у нас не была, мы все время несем информативность — мы не просто играем, развлекая публику, но и обогащаем свои и ее знания, учим аудиторию, а в контексте истории подаем и музыку. Сейчас, например, для маленьких детей сделали программу «Как баян с балалайкой в историю попали». И даже родители, которые приводят на наши концерты своих сыновей и дочек, с интересом узнают, с чего начинались эти инструменты, какие преобразования переживали и что из себя представляют сегодня.

Вот уже несколько месяцев «Русичи» представляют еще одну новую программу «Вокруг земли за 60 минут». Они играют музыку разных народов, а экран, на фоне которого выступают, показывает, будто зритель летит на самолете из страны в страну. Говорят, на русские инструменты идеально ложится народная музыка практически любого государства. Контрабас и флейта помогают передать атмосферу Италии, Франции, Техаса, Грузии, Бразилии, Финляндии, Японии, но начинается «путешествие» обязательно в России, где и завершается.

- Мы понимаем, что идея не новая, но сегодня, когда культура обогащается новыми веяниями, творческие люди обязаны возвращать людей к чему-то простому, обыденному, учить их тому, на что у них самих времени в суете жизни может не хватить, вдохновлять и просвещать, - убеждена Анна Луканина.

А еще как-то 10-15 лет назад, когда ансамбль не был озабочен публикой и популярностью, они были безумно увлечены своим делом. Признаются, что тогда коллективу было не принципиально, играть перед сотнями зрителями или перед тремя. Уже тогда они активно ездили по конкурсам — им было интересно это с точки зрения профессионального роста. О победах они сначала только мечтали, но...

- Всего через полгода после своего создания мы поехали на международный конкурс в Санкт-Петербург, где неожиданно для себя взяли первую премию, а через год полетели в Италию, - они, словно увлеченные дети, рассказывают мне эту историю наперебой, вспоминая те годы, улыбаясь и даже смеясь чему-то, чего постороннему человеку вряд ли возможно понять. - Знали бы вы, как мы деньги на поездку собирали! Мы взяли приличную сумму от проданной квартиры, которая досталась в наследство от бабушки, но не пожалели!

Событием для них, для России, для Свердловской области и для маленького городка, который они представляли тогда, стала… первая премия и денежный приз, который полностью окупил зарубежную поездку коллектива.

- Правда, сыграли мы не идеально — мы знали свои ошибки, но каким было наше впечатление, когда, даже несмотря на это, нас признали лидерами! - говорит Юрий и твердо добавляет: это был шок.

«В храмах игра звучала божественно»

С тех пор «заграница» перестала быть для них чем-то заоблачным. Но и сегодня они не перестают удивляться некоторым европейским особенностям. Когда были на гастролях в Швеции, то поначалу удивлялись, что им надо играть в католических храмах. Только потом оценили, какая там акустика! Но, когда им в рамках все того же гастрольного тура предложили сыграть на улице, они отказались.

- Я помню то наше мироощущение: мы — академический коллектив, мы образец, а нам предлагают выступать на улицах, в парках, мы переглядывались: ну да, сейчас! - смеется Анна и добавляет, что только потом поняла: там совсем другая культура, в рамках которой игра на открытом воздухе — это не что-то примитивное, не удел несостоявшихся коллективов — скорее, наоборот.

- А как реагируют на вашу музыку там, за границей? - интересуюсь я у нее, так искренне увлекшейся воспоминаниями.

- О, это просто невероятно! В Швеции у нас были афишные концерты, то есть с предварительной рекламой, и мы заметили, что собиралась разная публика. Русская музыка звучала очень органично. Я хорошо запомнила, что один и тот же дедушка ходил на несколько наших концертов. Может это был эмигрант, которому хотелось вспомнить свою страну, а может швед, которому просто понравилось. И мы были в восторге — в храмах наша игра звучала божественно, тем более, что мы специально взяли произведения наших композиторов Рахманинова, Чайковского, русские песни.

«Валенки» и «Калинка» заходят всегда!

Вроде и другой, но по сути тот же подход к подбору музыки делают они для жителей глухих поселков, для заключенных тюрем и лагерей, для военнослужащих — для этой публики «Русичи» тоже играют.

- Когда мы впервые зашли за стену, то есть за забор с колючей проволокой, конечно, было жутковато, - Юрий даже понизил голос, вспоминая об этих своих поездках. - Мы поняли, что это другой мир, но… там сидят такие же люди. Поэтому мы готовили туда такие концерты, которые бы отвлекали их, мы очень старались нести позитив.

- Нас всегда спрашивали, «что вы будете играть?», и какая роль у тех девочек, которые в составе коллектива, во что они будут одеты, - добавляет его супруга и вспоминает интересный случай: как-то она вышла из трамвая в центре Екатеринбурга, к ней вдруг подошел человек и сказал: «Вы были в колонии в Нижнем Тагиле, спасибо вам».

- А в воинской части — своя программа нужна, - делятся музыканты. - Мы понимаем, что публика не пришла на концерт, а ее туда, скажем так, собрали, что перед нами люди из разных слоев населения. Но «Валенки» и «Калинка» заходят всегда, везде и всюду, а остальные блюда ведущей надо подать, как официанту в шикарном ресторане, добавить специй, чтобы всем понравилось.

А затем начались годы их расцвета, пришедшиеся на период конца 1990-х и начало 2000-х. Именно тогда они были официальным ансамблем екатеринбургского Театра эстрады. В эти годы они записали свой первый и пока единственный диск, ставший их яркой и запоминающейся визитной карточкой. В нем, кроме широко известных, соседствуют мелодии «Ты одессит, Мишка», «Балалайка», «Зимний вальс», «Венецианский карнавал», «Цыганочка» и другие.

Кстати, названия их оригинальных программ тоже говорят сами за себя: «Русский рок», «Народное гулянье», «Пушкин и музыка», «Кругосветное путешествие», «Стиллиссимо», «Минувших дней очарованье»…

Инструменты для радости, для диалога

Они принципиально не берут серьезную классику, остерегаются добавлять в репертуар и некоторых современных композиторов. Объясняют это тем, что их инструменты созданы для музыки-радости, для понятного, простого диалога. Поэтому, например, «Танец феи драже» Чайковского идеален для их ансамбля — игра получается естественной («на балалайке взял аккорд — и он летит», - восторженно описывает тонкости процесса Юрий), такой же, как и во время исполнения «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка» по Николаю Островскому — это задорное и яркое произведение, в котором просматривается темы народных инструментов, поэтому у них оно идет идеально!

Кстати, к «земляку» Петру Ильичу Чайковскому (будущий композитор несколько лет прожил в свердловском городке Алапаевск) у «Русичей» вообще особое отношение. Они постоянно вспоминают, что «он был соратником Василия Васильевича Андреева, который является основоположником оркестра русских инструментов», поэтому и исполняют его музыку с особым пиететом.

И надо ли говорить, что именно поэтому к современной музыке Юрий Луканин относится без особого почтения?!

- Мне нравится советская инструментальная музыка и советские же песни таких известнейших композиторов, как Ян Френкель, Андрей Эшай, Александра Пахмутова, Дмитрий Кабалевский – шикарные творцы! - признается он, и тут же вздыхает, дескать, и плохую музыку тоже надо слушать. - Я однажды насильно пошел на концерт одной рок-группы, сидел там полтора часа и уговаривал себя: «Если другие слушают, то и мне понравится, вот сейчас я получу удовольствие», но не случилось.

- У нас, музыкантов, другое восприятие: мы слушаем, но не удовольствие начинаем получать, а мозг у нас начинает работать, - будто успокаивает супруга Анна, с сожалением добавляя: в этом ничего хорошего нет, но такова профессиональная деформация.

Луч солнца золотого

А в Год театра им нельзя было не придумать чего-то нового, поэтому они неожиданно для самих себя... включили в свои концерты театрализацию! И теперь уже не просто сидят и играют — они поют, эффектно надевают шляпы, играют с детьми, танцуют. «Время просит визуализации, интерактива», - объясняют артисты и добавляют, что в ближайшее время пойдут еще на один эксперимент: музыканты поменяют место своего положения — один будет играет на сцене, другой в зрительном зале справа, третий слева, четвертый, может, где-то наверху, чтобы максимально пользоваться объемами помещения и не быть привязанными к микрофонам и стульям. Впрочем, несмотря на это, им нужно сохранять свою самобытность, поэтому они много репетируют и ищут новые ниши в том, что у них так хорошо получается.

- Мне кажется, скоро та русская музыка, которую мы играем, снова пойдет вверх — в людях проснется новая волна интереса, - рассуждает Анна. - Сейчас такое время наступает, когда дешевенькое шоу поднадоело, хочется чего-то качественного, чтобы перед тобой выступали профессионалы, а не те, кто «гонит» некачественный материал.

Главным событием в жизни «Русичей» стали не поездки в Европу, не победы на конкурсах и не губернаторские премии. По словам Луканиных, самым восхитительным впечатлением — тем, ради которого стоило двадцать лет заниматься русской музыкой, стал летний фестиваль UralMusicNight в 2016 году. Екатеринбургская ночь музыки по традиции объединяет под своим названием все возможные стили. На сцене с «Русичами», к примеру, выступал симфонический оркестр. Организаторы планировали сочетать несочетаемое – «под занавес» коллективы должны были исполнить песню «Луч солнца золотого».

- Когда мы репетировали, то конечно, понимали, что нашим инструментам будет сложно соседствовать с благородной скрипкой, поэтому мы должны были быть на втором плане, - Юрий и Анна вновь говорят хором. - И вот наступил апогей: нужно играть финальную композицию, как вдруг выясняется, что оркестру не привезли пульты и партии. А ведь это одноразовая акция и музыканты не учили композицию наизусть! Дирижер подходит к нам и дрожащим голосом просит играть без симфонической поддержки. Это была высшая точка восторга. Мы оказались не случайными гостями в третьем ряду, мы стали самым главным коллективом перед тысячами зрителей и сыграли очень достойно. Это была важная площадка для города и мы, понимая это, остаток той ночи не спали – ходили в прекрасном настроении! Для нас это тоже был луч солнца золотого!

Сейчас музыканты мечтают сыграть на бразильском карнавале, съездить на фестиваль в Испанию, показать звучание русских инструментов в Японии. И нет сомнений, что у них все получится — потому что успех приходит к тем, кто его действительно заслуживает — и коллектив, который в строю уже 25 год, наверняка не исключение! Впрочем, для них это не самоцель — просто иногда они ловят себя на том, что в России коллективы варятся в собственном соку, и потому иногда действительно хочется выехать на хороший фестиваль, чтобы переключиться на другую культуру, но обязательно вернуться к своей и продемонстрировать зрителю что-то новое, но в то же время и старое, не забытое и такое родное.

Они и не думают, но тем, какой дуэт у них получился, они могли бы гордиться: их семья — пример для подражания, потому что оба они заняты делом, которое сближает их с каждым выступлением все больше. А как они смотрят друг на друга во время исполнения! Вот бы и их зрителям также...

Автор:
Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите
CTRL
+
ENTER


Комментарии

  • Комментарии
Загрузка комментариев...