В современном обществе потребления, где смартфон и банковская карта стали неотъемлемой частью жизни, книги не играют заметной роли. Если же они и значат что-то для отдельных ценителей, то часто не в бумажном, а в электронном виде. Несмотря на это, любителей печатного слова в России хватает. А что, если мы расскажем о книге, которая не похожа на то, что вам прежде доводилось читать? Речь пойдет о новой книге для детей и взрослых, написанной современным старообрядцем.
Кто такие старообрядцы?
Но сначала спросите первого встречного: что он знает о старообрядцах-староверах? Тот почешет затылок и, может быть, назовет имя сибирской отшельницы Агафьи из некогда большого семейства Лыковых. Они бежали от советской власти в тайгу и стали эталоном довольно примитивных представлений о староверах. Дескать, живут они в глухих лесах, ни с кем не общаются, отрицают блага цивилизации. Еще вам скажут, что старообрядцы бесстрашно ходят с рогатиной на медведя и метко из берданки бьют белку в глаз. Для них самолет, поезд, автомобиль, телевизор, радиоприемник и компьютер – нечистая сила, исчадья ада, «игралища бесовские». Так зачастую думают о староверах современные люди.
Мало кто знает о древнейшей и богатейшей духовной культуре, бережно сохраненной старообрядцами. После раскола Русской Церкви в XVII веке староверы, не принявшие новшеств царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, остались «при своем» – при христианской культуре Руси и Византии. В старообрядческих скитах и моленных сберегались и передавались из рода в род древние иконы и книги, традиции православного богослужения и церковного пения. Плюс строгие нравы, благочестивый быт и твердость в вопросах веры — все это и есть Святая Русь, которую мы видим на картинах Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Продолжатель традиции
Но староверы не только хранители многовековой культуры. Старорусские, а если смотреть глубже, и византийские традиции они творчески переосмысляли и оживляли, создавая по древним образцам новые иконы и книги, сочиняя духовные стихи, поучения и жития святых, пострадавших за старую веру. Новатором был протопоп Аввакум, идеолог старообрядчества. В середине XVII столетия он писал ярким, образным и сочным языком, которому завидовали и которым восхищались Иван Тургенев и Лев Толстой.
В наши дни традиции староверческой литературы продолжает московский писатель Дмитрий Урушев.
Читателям хорошо известны его книги об истории старообрядчества: «Тайна Святой Руси», «История русского старообрядчества», «Святая Русь», «Русское старообрядчество». Несколько лет назад Урушев взялся за сказки — начал писать повести в жанре фэнтези.
Оказывается, старообрядческая культура может с успехом освоить и этот жанр, прославленный британскими писателями Джоном Толкином и Клайвом Льюисом, авторами «Властелина кольца» и «Хроник Нарнии». Сегодня в жанре фэнтези ежегодно пишутся сотни книг, но Урушеву удалось найти свой неповторимый стиль и по-новому рассказать читателям о Святой Руси, старообрядчестве и вере в Бога.
Форма обычная, да содержание новое
Сказка Урушева «За звездой Альтаир» удивляет: вроде бы традиционная книга фэнтези, в которой причудливо перемешаны история Средних веков, русский фольклор и рыцарские романы. Но внимательный читатель найдет в ней намеки и отсылки ко многим произведениям русской и мировой литературы, к историческим событиям, к прошлому и настоящему России. По содержанию это проповедь христианства, рассказ о старообрядчестве, сказание о Святой Руси.
Сказку можно было бы заподозрить в предвзятости – Урушев проповедует старую веру, ставя ее выше прочих религий. Но это вполне естественно, ведь автор старообрядец. Нельзя же ожидать от протопопа Аввакума, скажем, восхваления деяний Алексея Михайловича или превознесения добродетелей Никона. Это конфессиональная литература, которая должна существовать в современной России – стране многих народов и разных вер.
В сказке описываются похождения традиционного русского героя Ивана-царевича, которого отец – царь Дадон — послал на поиски «самой наилучшей веры» для их тридевятого царства – тридесятого государства. Главный герой покидает отчий дом и отправляется в странствие по сказочному миру, напоминающему средневековую Европу и Азию. Юноша знакомится с разными народами, их обычаями и верами. Это неожиданно и ново для русской литературы. В привычных нам сказках царевич отправляется за молодильными яблоками, Жар-птицей или красавицей-невестой. Но Урушев, взяв традиционную фольклорную форму, наполнил ее новым христианским содержанием. Вышел поучительный и занимательный рассказ для детей.
Из «маменькиного сынка» получается… герой!
Сказка повествует не только о поисках религиозной истины, но и о том, как закаляется характер молодого человека (Ивану-царевичу всего 18 лет), как из «маменькиного сынка» получается настоящий герой – «храбрый витязь в светлой броне на белом коне».
Если смотреть на карту России, то царство Дадона расположено где-то к северу от Москвы, наверное, в Тверской области. Недаром его столица носит имя города Осташкова, стоящего на берегу озера Селигер. Путешествуя, Иван приезжает в Кучков – Москву времен Алексея Михайловича и Никона. Затем оказывается в черкасской земле – на Украине, порабощенной польскими панами. Потом попадает к самим панам в ляшское королевство – Речь Посполитую. И путешествует далее, встречаясь с Бабой-ягой, королями, волшебниками, папой римским, говорящими зверями и русалками, пока волны моря-океана не выбрасывают Ивана на берег острова Элисия – благословенной Утопии, легендарного Беловодья – страны истинной православной веры и христианской социальной справедливости, которую в XVIII-XIX веках так мечтали найти старообрядцы.
Вымысел или реальность?
Творчество современного сказочника-старовера привлекло внимание ученых. Кандидат филологических наук Елена Канищева поставила имя Дмитрия Урушева в один ряд с именами писателей Евгения Водолазкина и Майи Кучерской. Но, возможно, правильнее было бы поставить его в один ряд со сказочниками Степаном Писаховым и Борисом Шергиным. Как и они, Урушев свободно обращается с русским фольклором, историческими преданиями и церковной литературой.
В сказке «За звездой Альтаир» продолжается многовековая традиция старообрядческой литературы — основательной, поучительной, приглашающей к глубоким раздумьям. Сказка Урушева помогает отвлечься от повседневной суеты и погрузиться в удивительный мир, созданный автором. Впрочем, вымышлен ли это мир? Придуманы ли герои? Не каждый ли из нас зашифрован в персонажах, которые ищут и находят, любят и верят, мечтают и надеются? Ответ дадут сами читатели, когда оценят оригинальный сюжет, богатый язык и тонкий юмор, выгодно отличающие новую книгу от сотен других.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.