Ольга Джарман – врач из Петербурга, говорящая с Богом и о Боге
Сегодня слово «православие» обесценилось. Для наших современников это уже не вера апостолов, мучеников и исповедников, не строгое византийское правоверие, утвержденное решениями Вселенских Соборов и непреклонной волей самодержцев, а нечто невразумительное, о чем Алексей Толстой язвительно писал: «Нет ничего слюнявее и плюгавее русского безбожия и православия».
Скажи сейчас «православие» и сразу представятся храм Христа Спасителя, патриарх Кирилл в телевизоре, игуменья на «Мерседесе» и бесконечные разговоры о блеске и нищете архиереев. А за всем этим встает дремучим лесом нечто «слюнявое и плюгавое»: ангелочки, херувимчики, храмики, могилки, батюшки и матушки с чудесами и знамениями.
Почему-то на Руси о православии принято писать елейно, сусально и сахарно. Читаешь иного сочинителя, аж скулы сводит. Кажется, перед тобой не проповедь Христа Распятого, а переслащенная манная каша с изюмом, цукатами и вареньем, тонким слоем размазанная по тарелочке с голубой каемочкой. И это не просто плохо, это откровенно пошло.
Даже великие не избежали греха «слюнявого и плюгавого» писания о православии. Впрочем, понятно, когда Иван Шмелев в «Лете Господнем» вспоминает детство и умиляется лампадкам и иконкам. Но чего стоят, например, строки Александра Блока:
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой…
Лично у меня от них болят зубы.
И вдруг среди елейного моря сусальных сочинений читатель видит утес, твердыню, оплот, о который разбиваются слабые волны писательского благодушия. Имя этому утесу – Ольга Джарман, врач из Петербурга.
Ее стихотворения я впервые прочел в 2005 году в журнале «Истина и жизнь». Это стало настоящим потрясением. Не буду скрывать, я с недоверием отношусь к женской поэзии. И вдруг в свежем номере журнала читаю то, от чего перехватывает дыхание, замирает сердце и наворачиваются слезы. Будто пьешь ледяную родниковую воду. Будто ветер дует прямо в лицо. Будто ощущаешь незримое присутствие Бога.
Не принесет лоза плода,
Умрут от голода стада,
И не созреет рожь,
Умолкнут гусли и кимвал,
Покроет ржавчина кинжал,
В прах обратится нож…
Поэзия Джарман не похожа на то, что приятно называть женской поэзией. Она лишена неуместной восторженности, не срывается на крик, свободна от надуманности. В творчестве Ольги мы находим глубину Рильке и Пастернака, твердость Киплинга и Тихонова и своеобразие Эмили Дикинсон – загадочной американской поэтессы XIX века:
Мое дыхание уйдет
И тела теплота,
Когда в меня свой клин вобьет
Немая пустота.
И одинокий ужас мой
Не разделит никто,
Когда склонится надо мной
Безликое ничто.
Небытие меня сожмет,
Ломая и грызя…
О, этот страшный переход,
Предсмертная стезя!
И от кричащей бездны той
Меня укроет лишь
Не гроба мертвенный покой –
Твоей Субботы тишь.
При первом знакомстве творчество Джарман напомнило мне стихотворные опыты Сергея Аверинцева, его переводы Книги Иова, псалмов и сочинений Ефрема Сирина. В строках Ольги есть что-то ветхозаветное, немногословное, емкое и острое, схожее с «неотразимым острием меча, отточенного для последней битвы», из стихотворения Аверинцева:
Ни мрамору, ни граниту
не хоронить мертвецов –
Ударил Он смерть в ланиту,
Увидел Он смерть в лицо.
Не будет землей покрыто
Святое Твое тавро,
Ударивший смерть в ланиту,
Пронзенный смертью в ребро!
Теперь никакой разлуке
Навек не сомкнуть кольцо –
Дал осязать Свои руки
Увидевший смерть в лицо.
Наверное, так возвышенно звучал напев жен Израиля, в годину войны провожавших и встречавших мужчин. Должно быть, так проникновенно пела и плакала перед Богом дочь Иеффая. Не случайно это безымянная девушка – одно из самых удивительных и таинственных лиц Библии – часто появляется в стихотворениях Джарман.
Читаешь их и ощущаешь строгий ритм, уверенный и неспешный. Он подобен поступи времени. И поэтесса, взяв за руку, смело ведет читателя вглубь веков – к царям и пророкам Ветхого Завета, к апостолам, к мученикам и проповедникам Древней Церкви. Этот ритм, с чем сравнить его? Будто гудит колокол, ударяет молот в кузне или стучат цепы на гумне. А, может, это звенят мечи на поле брани.
Мужчины – охотники. Значит, они
не могут плакать никак.
Но плакали жены, и слезы текли
из глаз детей и собак…
Такие строки может написать только смелый человек, настоящий, цельный. Ольге не занимать смелости. Ведь она не только верующая христианка, но и врач-фтизиатр, кандидат медицинских наук, самоотверженно борющийся с тяжелейшим недугом.
Греческое слово «фтизис» обозначает чахотку. Ту самую, что преждевременно свела в могилу стольких замечательных людей. Вот с этой дрянью и сражается Джарман. Не удивительно, что сегодня она оказалась призванной на борьбу с коронавирусом.
Ольга не только практикующий фтизиатр, но и историк медицины. Отчасти античной медицине посвящен ее роман «Врач из Вифинии» – книга о римском враче Кесарии, брате святого Григория Богослова (IV в.). В книге удачно сочетаются исторический роман, размышления писательницы об античной культуре и проповедь христианства.
Совершенно необычен и удивителен роман Джарман «Жеребята». Он написан в редчайшем жанре христианского фэнтези. Российскому читателю этот жанр известен преимущественно по «Властелину колец» Толкина и «Хроникам Нарнии» Клайва Льюиса.
В «Жеребятах» соединяются евангельская мудрость Льюиса с подробнейшей тщательностью Толкина. Ольга создает собственный мир со своей географией, историей, религиями и языками.
Впрочем, вселенная «Жеребят» только кажется сказочной, волшебной. В ней нет драконов, эльфов и гномов. Это суровый мир кочевников, воинов и жрецов.
Среди высоких гор, бескрайних степей и великих городов рассказывается повесть о любви и верности, жизни и смерти, притча о христианстве – запретном учении карисутэ и о Христе – Великом Табунщике и Жеребенке Великой Степи, так герои книги называют Пастыря и Агнца.
К сожалению, «Жеребята» до сих пор не опубликованы. Впрочем, таков удел многих даровитых писателей в современной России. Издательства печатают только то, что может быстро окупиться – детективы, любовные романы, фантастику и фэнтези самого низкого качества, одним словом, то, что можно читать в электричке по дороге на дачу. А хорошие книги, настоящие и искренние, зачастую остаются известными только узкому кругу родных и знакомых сочинителей.
Между тем, творчество Джарман достойно признания и изучения. Досадно, что оно не привлекает к себе широкого внимания и остается личным делом Ольги. Впрочем, она не ищет земной славы. Ее взор и речь устремлены к Небесному Иерусалиму. Она беседует не только с нами, но и с Великим Табунщиком, собравшим Своих жеребят со всей степи. Она имеет смелость обращаться к Самому Богу, называть Его по имени и говорить:
Как хорошо, что Ты пришел,
и больше не уйдешь!
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.