Второе воскресенье после Пасхи Христовой — день особый, когда почитать на старорусский манер принято женщин — хранительниц очага, матерей.
У старообрядцев, людей, которые не приняли реформу Патриарха Никона и сохранили духовность, уклад и отношение к миру без изменений со времени Крещения Руси, день этот почитается особо. Кроме того, что чтят они Жен-Мироносиц — первых женщин, встретивших Христа после того, как Он воскрес из мертвых, поздравляют в этот день и всех православных девочек, девушек, женщин и бабушек.
Традиция эта в последние годы все активнее охватывает и «официальную» Церковь, однако же у старообрядцев на сей счет конъюнктуры — никакой. Вот уже много десятилетий кряду в столичной Рогожской слободе собираются на второй неделе от Пасхи верующие «по-старому» со всей России, а также из Украины, Молдавии и Румынии. В эти дни — обычно, с пятницы до понедельника следующей недели — сюда съезжается духовенство изо всех епархий Старообрядческой Церкви, семейные старообрядцы и молодежь. Это время для живого общения, обмена новостями о жизни в приходах, а для молодежи — возможность познакомиться и найти себе спутника жизни из «своих».
Корреспондент Портала «Страна.лайф» с раннего воскресного утра оказался в центре таких событий, про которые лучше не читать, а участвовать самому.
Попадая в Рогожскую слободу — исторический центр старообрядчества России — всегда чувствуешь себя так, будто попал в древнюю Русь: женщины в платках и сарафанах, мужчины в кафтанах или рубахах-косоворотках, обязательно подпоясанные, чтобы подчеркнуть свою строгость и сосредоточенность на главном — на духовном, а не на физическом. Однако в этот день, 26 апреля, все это было многократно усилено. Людей, словно из давнего прошлого, во много раз больше, и все какие-то духовно-просветленные, что легко читается в их взглядах, жестах, во всем поведении.
На площади близ Митрополии — места резиденции Митрополита Московского и всея Руси, которое ныне занимает преосвященный Корнилий, царила суета — казаки и гости со всей страны готовились к проведению ярмарки. Она должна была открыться в полдень. А пока на часах около семи часов утра — у здания резиденции предстоятеля РПСЦ стоят священники, диаконы, чтецы и свещеносцы в ожидании, когда владыка будет выходить к службе. Когда он вышел, полилось пение — негромкое, мощное, с чуть суровым, трогающим какие-то глубинные струны души оттенком.
С этим пением митрополита проводили в храм... Вернее, в Покровский кафедральный собор, где уже собрались сотни старообрядцев в ожидании начала торжественной службы. Богослужение, которое по длительности и внутреннему своему торжеству и содержанию трудно с чем-то сравнить даже видавшим виды писателям-метафористам, должно было продолжаться около пяти часов.
Пока читались поочередно Полуночница, Часы и начиналась Архиерейская литургия, в слободе царила суета, а людей в соборе становилось все больше. И все здоровались друг с другом так, будто и впрямь были давно знакомы, хотя представлены здесь были все регионы страны и наверняка далеко не все знали друг друга. Несмотря на это, все встречающиеся приветствовали друг друга словами «Доброго здоровия», «Христос воскресе» и обязательным к этому поклоном. И выглядело это ничуть не странно — как-то просто, по-человечески понятно.
Площадь у Митрополии оказалась до отказа заполненной павильонами — такими же, как на любом рынке. Ближе к полудню они оказались полностью наполнены товарами — продуктами, в том числе яйцами, молочными производными, рыбой, мясом и птицей, медом, грибами, травами и многим другим. Все — для своих, а значит — экологически чистое и полезное, без химикатов и вредных примесей. Исстари так повелось: не умеют старообрядцы никого обманывать, а уж тем более своих братьев и сестер по вере! Правда, и цены из-за этого заметно отличаются тут от магазинных, но зато можно быть уверенным — не отравишься, получишь только пользу!
На ярмарке можно было купить и предметы религиозного обихода — книги, лестовки (старинные четки), подручники — специальные коврики, на которые верующие кладут руки при земном поклоне, сарафаны, платки, иконы; и вещи, сделанные своими руками, и многое, многое другое, с чем ассоциируется у большинства современных людей прекрасная и далекая старина.
Но пока к открытию ярмарки шла активная подготовка и туда-сюда сновали то стройные девушки-хохотушки в платках, то суровые мужчины, то пробегали казаки — Рогожское, между прочим, это и их вотчина, они здесь ежедневно следят за порядком, охраняют территорию и являются, в общем и целом, неотъемлемой частью столичного старообрядчества, то семьи с несколькими детьми спешили на службу, в самом соборе разворачивалось особое действо.
Старообрядческая служба. Человеку, который ни разу не видел ее, описать ее содержание вряд ли возможно. Это и торжественность, и строгость, и порядок — молитвы звучат внятно, основательно, хоры делятся на мужской и женский, мужчины стоят строго справа, женщины — слева. Поскольку праздник Жен-Мироносиц приходится на пасхальные дни, чего и удивляться, что постоянно звучат здесь возгласы и пение «Христос воскресе».
Ближе к окончанию службы в Покровском соборе началось оживление — верующие готовились к крестному ходу, апогею торжества. И вот началось. «Посолонь», то есть, по-солнцу, старообрядцы обходят храм, причем сначала идут хоругвеносцы, затем предстоятель Старообрядческой Церкви, в ярком облачении, вслед за ним — многочисленное духовенство — диаконы и священники, протоиереи — в особом облачении, причем идут все они не хаотично, а в строгом порядке — по времени поставления в священный сан. Вслед за священством — миряне. От ярких платков женщин — всех именинниц этого дня — буквально «рябит» в глазах, а сердце ликует от того, что стал сопричастным торжеству дня сего и от того, что в России сохранились эти люди — и не кучка, не горстка, а столько, сколько достаточно для проповеди среди остальных жителей страны — заблудших, потерявшихся.
По традиции, ко времени крестного хода здесь собираются журналисты и фотографы, которые спешат запечатлеть уникальное действо в том самом виде, в котором оно совершалось и много раньше. И действительно, если снимать здесь в черно-белом режиме, вряд ли кто-то отличит снимки 2015 года от года, скажем, 1915-го...
Сразу после службы епископы и священство — это еще одна давняя традиция — фотографируются на ступенях у входа в собор, после чего верующие плавно перетекают к ярмарочным лоткам, где общение продолжается. Здесь, кстати, даже покупка-продажа выходят далеко за рамки традиционных отношений «товар-деньги-товар», потому что все сопровождается диалогами, вроде:
- Христос воскресе! Ах, какие лестовки у тебя, братец, сам делаешь?
- Это у меня супруга с подругами плетет. А ты себе берешь или в подарок кому?
...И так — повсеместно. Вот священник обращается к продавцу меда — так, будто с сыном говорит, который только что с пасеки вернулся, или вот девица, торгующая дисками с духовными песнопениями, обращается к покупателю — словно тот не посторонний, а родной брат или дядя. Одного этого общения, свидетелем которого становишься, достаточно, чтобы прогуливаться здесь часами, но все, с кем разговариваешь, обязательно подчеркивают, что главная цель праздника и, значит, всех собравшихся здесь — это молитва и духовное общение.
И это тоже чувствуется — вот, например, у храма стоят несколько человек: мужчина лет 35, у которого улыбка не только в бороде, но и, кажется, прямо во взгляде, пожилой «клирошанин» - участник церковного хора, к которому и обращаются рядом стоящие с какими-то вопросами, и пара женщин, держащие за руки двух мальчишек, которые упорно не хотят стоять смирно. Общаются о «крюках» - древнерусских нотах, по которым у старообрядцев совершается богослужение, и о «спевке» - тренировке хора вне церковной службы для оттачивания певческих навыков.
И вот духовенство выходит из собора — время для праздничного обеда, на который приглашены, конечно, все собравшиеся. А это ни одна и ни две сотни старообрядцев! Торжество, конечно, «звучит» на всю Москву-матушку — его еще долго будут обсуждать, ему посвятят записи столичные блогеры, которых здесь немало, фотографы поделятся снятым материалом, а журналисты расскажут об увиденном в своих заметках.
Вечером у старообрядцев был концерт духовных песнопений, в котором церковные хоры из разных российских храмов (а всего в Старообрядческой Церкви насчитывается около трехсот храмов и церквей по всей стране, а также и за ее пределами, а общин, которые строят свои «Дома Божии» - и того больше!) показывают свои певческие навыки, при этом среди зрителей — все без исключения епископы. После этого прекрасного по масштабу и уровню исполнения старинных песнопений и молитв действа у молодежи — встречи и общение у костра, а в понедельник ребята и девушки массово отправляются во Ржев — город воинской славы России, который в годы Великой Отечественной войны немало пострадал, был оккупирован фашистскими войсками, но с достоинством преодолел разруху и возродился фактически из пепла. Кроме поездки молодежи во Ржев — о войне и участии в ней старообрядцев здесь вспоминают все — благо, как раз к празднику открылась и с успехом проходит выставка, посвященная участию старообрядцев в различных войнах. А еще...
Впрочем, все остальное — это уже дело тех, кто сберег веру, кто передавал ее своим детям под страхом смерти, кто принял ее, не будучи по корням старовером. Пусть они празднуют и торжествуют — в обновленном, отреставрированном и отстроенном за последние годы ансамбле зданий Рогожской слободы, добрым словом вспоминая благочестивых предков своих.
Они это заслужили.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.